Диагностика представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития

личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.

Решение проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста связывают с российскими (М.В. Крулехт , В.И. Логинова, Т.А. Маркова,

С.Ф. Сударчикова Д.А. Шингаркина и др.) и украинскими (З.Н. Борисова, А.В. Беленькая, Н.Б. Кривошея, М.А. Машовец и др.) исследователями.

Особое внимание ознакомлению с трудом взрослых уделяется старшим дошкольникам. Н.Б. Кривошея указывает на существующие возможности

„формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения“ [3, 11]. Основой знаний детей, должны стать знания о трудовой деятельности

взрослых. Они влияют на „ориентировку в действительности, умственное развитие ребенка, развитие его речевой, изобразительной, игровой, трудовой

деятельности“, отмечает С.Ф. Сударчикова [4, 6]. Более того, знания о профессиях влияют на воспитание трудолюбия детей, которое проявляется в „положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении положительных результатов своего труда“ [5, 11], утверждает Д.А. Шингаркина. А.В. Беленькая подчеркивает, что цель ознакомления детей с  трудом взрослых  — формирование „знаний о трудовом процессе, положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику и продуктам его труда“ [2, 20]. Поэтому целью статьи является профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых.

С этой целью я разработал проект «Все работы хороши — выбирай на вкус», который был реализован мной в старшей группе. Проект возник не случайно. Данные анкетирования родителей показали, что они плохо представляют значимость профориентационной работы, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными и самодостаточными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение.

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30% из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40% детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30% знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов основой работы стали прием «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с интересными людьми) и экскурсии.

Актуальность: В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профессиональному развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.

Задачи:

— Продолжать знакомить детей с трудом взрослых

— Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества

— Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности

— Заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты

— Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Вид проекта: информационно-практически. Возраст детей :6–7лет.

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели, родители, дети Этапы работы над проектом.

Выполнение поставленных задач я буду выполнять с помощью:

  1. Экскурсий
  2. Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей

о своих профессиях.

  1. Чтение и обыгрывание стихов о профессиях
  2. Дидактических и СРИ
  3. Выставки рисунков, создания фотоальбома профессий.
  4. Подготовительный этап.

— Составление плана совместной деятельности — организация выставок детских работ и поделок

  1. Просмотр слайдов и видеоматериалов о профессиях. 7. Экспериментирования с помощью алгоритма.

с детьми, педагогами и родителями.

— Подбор материала и оборудования для занятий,

бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

— Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

— Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта.

— Сотрудничество с родителями

— Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы.

— Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательному и образовательному процессу в ДОУ.

  1. Основной этап

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, рисование, аппликации, изготовлением поделок, дидактические игры.

Мероприятия по работе с педагогами:

— широкое использование игрушек, кукол, одетых

в профессиональные костюмы (врач, повар и др.)

— использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта,

— использование мультимедийной презентации,

— изготовление пособий для занятий и декораций для

— проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол, детских костюмов, декораций, книжек-малышек.

  1. Заключительный этап.

— изготовление цифрового фотоальбома «Профессии

наших родителей».

— подведение итогов конкурса среди семей книжки-малышки «Профессии»,

— вручение памятных дипломов, призов,

— оформление фото выставки,

— вечер досуга «Праздник профессий».

— оформление выставки кукол в профессиональных

костюмах,

— оформление выставки коллективных работ, — презентация проекта.

Ожидаемый результат:

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. У родителей появился развлечений,

— изготовление приглашения для родителей на интерес к образовательному процессу, развитию творчества

«Праздник профессий»,

— оформление выставки детских работ «Портреты

профессий» знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Формы работы

мнемотаблиц и книжек-малышек о профессиях.

 

 

Таблица 1. (Формы работы )

Формы работы   (ноябрь)

Содержание

1. Непосредственная образовательная деятельность

• Начальная диагностика, направленная на выявление знаний детей о профессиях

• Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».

• НОД «Путешествие в прошлое профессий»

• Беседа «Что такое профессия»

• Экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду. (прачка, кухня, кабинет заведующей, библиотека, кабинет медицинской сестры, помещение плотника)

2. Совместная деятельность с детьми

• • •

Беседы с работниками детского сада Беседа «Кем работают мои родители»

«Берем интервью»

Д/И «Кто где работает?» «Кто это делает?»

Д/и «Кто что делает?» Д/и «Исправь ошибку»

Д/и «Для человека какой профессии это нужно?»

Д/и «Кому что нужно для работы?»

Д/и «Хлопните в ладоши, если это надо для ... (название профессии)» Д\и «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Д/и «Продолжи предложение»

Д/и «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Д/и «Нарисуем портрет» (речевой)

Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Изготовление гербов профессий работников детского сада

3. Самостоятельная деятельность детей

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Чтение загадок

о труде взрослых. Просмотр презентации «Профессии прошлого и настоящего»

• Рассматривание картин, иллюстраций: повар, пожарный, учитель, парикмахер, военный, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.

4. Взаимодействие с семьей

• Рисование людей и предметов нужных для работы.

• Раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». Аппликация. Тема: «Детский сад мы строим сами». Рисование. Тема:

«Кем я буду?».

• Подборка иллюстраций о профессиях Беседы дома о профессиях родителей. Подбор иллюстраций для создания фото альбома «Профессии моих родителей»

 

 

Дети в большинстве ориентируются лишь на отдельные

характеристики труда взрослых, как правило, связанные с деньгами, материальными ценностями, популярностью представителей некоторых профессий в обществе, а также с потребностями людей. Некоторые ребята видят пользу труда для общества и отдельно взятого человека, но чувства уважения к трудовой деятельности нет. Перспективами дальнейших исследований станет оценка эффективности программы ознакомления старших дошкольников рабочими профессиями, содержание которых ориентировано на воспитание у детей чувства уважения к труду взрослых, раскрытию его социальной и личностной значимости.

 

Список литературы / References

  • Базовый компонент дошкольного образования // Дошкольное воспитания.- 2012 № 7.
  • Беленькая В. Рост дошкольника в труде. // М .: Школьный мир, 2010.
  • Кривошея Н.Б. // Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. науч. К., 1997.
  • Сударчикова С.Ф. // Формирование системных знаний в труде взрослых у детей пятого года жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1988
  • Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. // М., 2013
  • Н. Н. Бурмистова // Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. No 9
  • Алешина, Н. В. // Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002
  • Маханева, М. Д. Скворцова О. В. // Учим детей трудиться. М., 2012
  • Потапова, Т. В. // Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010
  • Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013
  • Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013
  • Дошкольная педагогика 101 // Н. А. Васильева. Путешествие по станциям с родителями и детьми среднего дошкольного возраста (по произведениям В. Осеевой)
  • Савина, И. В. // Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012No 3
  • Шорыгина, Т. А. // Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
  • Шорыгина, Т. А. // Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014
  • https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-trud-i-igra-trud-i-tvorchestvo-starshaja-grupa.html // 25.12.2019
  • http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/686-diagnostika-gotovnosti-detej-6-7-let-k-shkolnomu-obucheniyu // 25.12.2019

28.01.2021, 35 просмотров.